О вышивке — исторические данные

09.12.2015

visivka-13

 

 

 

 

Народное искусство — вышивка, создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия и местные бытовые, хозяйство, культура, торговые связи, соседские отношения.

 

Возникнув в древности, искусство вышивки , на протяжении тысячелетий является отражением народа и личности мастера. Ее можно смело отнести к массовому виду народного искусства, относящегося к эпохе первобытной культуры и напрямую связано с первым стежком при шитье одежды из шкур. Посему материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни. Основой для вышивки служило все что использовалось в быту: шкуры животных, выделанная кожа, льняное полотно или хлопковые ткани…. Ведь не зря вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальными узорами, сюжетными изображениями выполненное нитками и другими материалами вручную с помощью иглы.

 

visivka-21Переход от каменного и костяного шила к костяной игле, а затем  к бронзовой и стальной способствовало изобретению все новых и новых способов шитья и вышивания. Вышивка все эти годы сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

До наших дней дошли вышивки времен 6-5 вв.до н.э. и выполнены они в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением птиц и деревьев. Тончайшие вышивки из Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. Разнообразные вышивки Ирана и Древней Индии характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическим узором. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотное шитье. На территории Молдавии , как и на Украине, очень распространена ручная вышивка — это и украшение домотканой одежды, скатерти, и полотенца. Особо отличаются от всего своими  узорами  женские блузы и сарафаны . Наиболее часто используется растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы. На территории России, в частности на Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканные, вышитые и украшенные аппликацией кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, чепраки, одежда и обувь знатных скифов, изготовленные в 6-3 вв. до н.э. В течении столетий у крестьян выработались определенные приемы исполнения, характер орнамента и цвет.Именно благодаря этому специалист-историк может сразу сказать где , когда и с какой целью была вышита та или иная вещь.  На европейской части страны при раскопках древних курганов  найдены  остатки одежды  скифов и сарматов, живших здесь  в 1-3 вв., украшенные вышивкой шерстяными, шелковыми, золотыми и серебряными нитями. Тонкостью и мастерством исполнения отличаются армянские вышивки, их орнамент представляет собой стилизованные растительные геометрические мотивы, выполняемые различными швами по свободному контуру и счету нитей ткани. Это гладь, мережка, плетеночный шов и другие. Много вековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с 3-8 вв., с характерной композицией круга — символа солнца. Он заполняется стилизованными растительными орнаментами в виде листьев, лепестков, бобов. В них отсутствовали изображения человека и животных, что запрещалось религией. В Таджикистане гладьевыми, тамбурными, петельными, крестообразными швами и аппликацией украшались сюзане, занавеси, мешочки для чая, зеркал и расчесок, тюбетейки, мужские поясные платки, панно. Для узбекских вышивок характерны шов цепочка, гладь, вприкреп, полукрест, аппликация, крест, золотное шитье Бухары, вышивка бисером. В туркменских вышивках преобладают гладь вприкреп, цепочки и стебельчатый шов. Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна и кожи; тамбурными и гладьевыми швами по сукну, бархату и шелку. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных  и реже — изображения растений. На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего севера распространены вышивки оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани и кожи с применением бисера. Вышивка народов Поволжья — марийская, мордовская, чувашская — отличаются геометризированными узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.

visivka-3Первоначально узоры переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами. И лишь после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступными, они собирались и издавались в специальных  книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). А в наши дни мы имеем периодические печатные издания в виде журналов и буклетов, или же целые наборы для вышивки с готовой схемой, а иногда и узором нанесенным на ткань и нитями для вышивания.

visivka-6visivka-7В наше время в вышивании прекрасно соединились традиции и современность, ведь нынешние мастера заимствуют из народного наследия крой и чудесные узоры.  Можно на вскидку составить краткий список видов вышивок которыми пользуются мастера современности:

  • вышивка синелью
  • вышивка крестом
  • вышивка полукрестом
  • вышивка гладью
  • вышивка Ришелье
  • вышивка лентами
  • вышивка шелком
  • вышивка золотом
  • вышивка бисером
  • вышивка Орловский спис
  • аппликация
  • вышивка — изонить
  • мережка

visivka-20visivka-19visivka-18visivka-17visivka-16visivka-15visivka-14visivka-12visivka-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А сейчас я предлагаю вам насладиться красотой нынешних мастеров востока…

 

Рекомендую к просмотру:

Украсить детскую обувь – цветок из атласных лент
Новогоднее платье для девочки - преображение атласными лентами
Игрушка для кошки
Здесь интересно и полезно?! Поделись с друзьями:
Можно дружить со мной:

Отзывов (12) на «О вышивке — исторические данные»

  1. Лара пишет:

    Вышивка, это целое волшебство! Помню, как бабушка вышивала гладью и крестом целые картины! Спасибо за интересный рассказ, Наташа, и ролики — завораживает, когда смотришь на работу вышивальщицы…

  2. Наталья Ярская пишет:

    Да Лара, бабушки в те времена были искусными мастерицами!

  3. Миша пишет:

    Интересная статья. Кратко и в тоже время ёмко.

    Мать раньше вышивала и мы в детстве пробовали разные цветочки вышивать. И результат нас вполне устраивал.

  4. Наталья Ярская пишет:

    Спасибо Миша!
    Ох как хочется посмотреть на результат, и цветочки увидеть, и все в руках подержать!

  5. Миша пишет:

    Те цветочки уже канули в Лету.

  6. Наталья Ярская пишет:

    Значит пора новые вышивать

  7. Миша пишет:

    Увы, то время уже прошло и скорее всего, безвозвратно.

  8. Наталья Ярская пишет:

    Бывает

  9. Влада пишет:

    Трафарет из рыбьей кожи? Жесть. Её ведь не просто снимать, он же тонкая такая. Да, действительно, раньше вышивание был сложный процесс, который по праву назывался искусством.

  10. Наталья Ярская пишет:

    Да Влада, все происходит через осознанность, особенно ручной труд начинаешь ценить когда сам этим занимаешься.

  11. Елена пишет:

    Я как-то не задумывалась раньше, а ведь, действительно, вышивка — одно из самых древних искусств. В ручной вышивке всегда присутствует душа человека, который выполнил эту работу. И все работы разными получаются.
    Мне в свое время случайно достались от одной рукодельной женщины несколько ее вышивок, которые она сделала в 30-х годах ХХ века. До сих, как погляжу на них, пор поражаюсь ее терпению, вкусу и чувству цвета.

  12. Наталья Ярская пишет:

    Да Елена, в таких работах душа.
    А вам повезло иметь в собственной коллекции такие работы. :)

Оставить отзыв